Диалектика способностей, креативности и девиаций

Диалектика способностей, креативности и девиаций

Диалектика и диагностика индивидуальных различий

по способностям опирается на понимание ряда психологических составляющих, к которых следует отнести прежде всего склонности, интересы, одаренность, талант и гениальность, а также креативность.

В понятие «склонность» вкладывается различный смысл:

  • склонность как направленность (объединяет понятия влечение и интерес);
  • иногда употребляют понятие «интерес»: как направленность на познание, а склонность как направленность на деятельность;
  • интерес включается в состав склонности;
  • склонность понимается как положительное, внутреннее мотивированное отношение.

Более удачна точка зрения согласно которой, психологической основой склонности является устойчивая потребность в деятельности.

Человек получает удовлетворение от результата деятельности и самого процесса деятельности

Это формирует определенные предпочтения в деятельности и стремление к занятию ею.

Что составляет содержательно-оценочная сторона и динамическую сторону деятельности или «тягу» к деятельности.

Понимание связи склонности и способности также неоднозначно:

  • связь просто констатируется;
  • отождествляется склонности (стремления) и способности;
  • склонность помещается внутрь способностей;
  • констатируется независимость склонности и способности;
  • доказывается единство склонности и способности, но не их тождество, а их взаимозависимость и развитие по спирали;
  • утверждается, что склонность ближе к влечению.

В рамках дифференциально психофизиологии доказывается

что причиной связи склонности и способности является типология нервных процессов.

На основе исследования спортивной деятельности сделаны следующие выводы: лица с определенными типологическими особенностями нервной системы имеют способности к определенному виду спорта и соответствующую природную склонность к профдеятельности.

Склонность подтверждалась итогами субъективных опросов самих спортсменов по выбору вида профессиональной работы.

Как правило, совпадали типология нервной системы, склонность к виду работы и виду спорта.

Таким образом, констатировалась связь между склонностью и способностью не прямая, а опосредованная свойствами нервной системы.

Установлено, что способности и склонности могут сосуществовать параллельно или непротиворечиво, если обусловлены задатками.

Аналогичная картина наблюдается по видам интеллектуальной деятельности.

Например, низко активированные школьники имеют склонности к технике, а высоко активированные к природе, к человеку, к творчеству.

Отсюда дается интересное определение связи способности и склонности и соответственно изучении индивидуальных различий:

потребность в активности определенного вида как латентное состояние напряжения нуждается в разрядке определенного вида, что при активизации состояния проявляется как склонность (Голубева Э.А.).

Считается, что на первых этапах деятельности склонность проявляется как безотчетное стремление.

По мере получения удовлетворенности от деятельности, склонность все больше осознается и обрастает мотиваторами (субъективными объяснениями).

Способности и склонности могут иметь расхождения или противоречия.

Отмечается два вида расхождений: при наличии склонности недостаточно выражена способность и, наоборот, при наличии способности — не выражена склонность.

Деятельность в связи со способностью и одаренностью выступает в двух условиях: как условие их проявления, особенно для созревания функций ЦНС на ранних этапах онтогенеза; как условие их развития и реализации, тем самым предполагается, что способность и одаренность могут идти в сторону прогресса или в сторону регресса развития человека.

Для понимания индивидуальных различий людей по способностям важно уметь измерить развитие способностей.

Измерение развитие способностей у человека имеет свои трудности:

  • неизвестен исходный уровень;
  • непонятно, что развивается качество или собственно способность.

В этой связи возникает необходимость уточнить понятие «качество».

Термин «качество» используется в психологическом знании по-разному:

  • в общей психологии — для обозначения волевых и нравственных качеств;
  • в психологии спорта — двигательных качеств;
  • в психологии труда — профессионально-важных качеств.

Для обозначения «качества» в дифференциальной психологии

предлагается понятие «функциональное качество» — наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен: природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями.

В функциональные качества включаются не все, а только те знания и умения, которые помогают проявлению той или иной возможности.

Таким образом, функциональное качество может отражать не только функциональные возможности, но личностные качества человека.

Функциональное качество начинают работать тогда, когда деятельность специалиста наполняется профессионально-технологическим содержанием.

И это содержание различно у разных специалистов и соответственно разняться и качества.

Способности тесно связаны с компенсаторными отношения психики.

Впервые эту проблему поставил Б.М.Теплов.

Существуют разные точки зрения на явление компенсации: смешивают социальный и психофизиологический аспект компенсации; не делают отличий между компенсацией и компенсаторными отношениями.

Не менее интересна проблема связи способностей человека, одаренности, таланта и гениальности.

Прежде всего, следует разобраться в категориальной области.

Есть несколько точек зрения на категорию «одаренность»:

  • понятие «одаренность» синоним понятия «способность»;
  • понятие «одаренность» равно понятию «талант», «талантливость»;
  • одаренность определяет комплексные свойства личности;
  • одаренность как совокупность общих природных способностей, и эта совокупность уже некое новое образование обеспечивает другие возможности человеку; одаренность как совокупность способностей, которая обеспечивает успешность деятельности;
  • умственный потенциал — интеллект;
  • совокупность задатков.

Остановимся на том, что одаренность это удачное сочетание разных, прежде всего общих природных способностей человека.

Талант есть проявление высокого уровня одаренности

развития способностей, прежде всего специальных.

Традиционно талант связывался с оригинальностью и новизной результата, так как его рассматривали преимущественно в области творчества.

Талант в двигательной области и деятельности в целом основывается на критериях: уровень и качество.

Гениальность рассматривается как высокая степень одаренности, продукт которой имеет историческое значение.

Гений дает качественно новые творения.

В отдельных случаях говорят о требованиях для проявления таланта и гениальности:

  • высокая работоспособность;
  • стремление к реализации;
  • устойчивая установка к поиску себя;
  • повышенный тонус;
  • глубокая неудовлетворенность;
  • способность к концентрации;
  • мощность жизненной силы и самоотдача;
  • устойчивая мотивация;
  • знания и умения в специальной области.

Одаренные личности наделяются следующими особенностями:

  • яркое воображение;
  • внимание к деталям;
  • нестандартность восприятия;
  • интуиция и изобретательность;
  • дивергентность и конкретность мышления;
  • любознательность;
  • мужество и смелость;
  • эстетическая чувствительность.

Существуют различные классификации одаренности

типология людей по определенным видам одаренности:

  • интеллектуальная (общая и специфическая), творческая, художественная, психомоторная, лидерская, социальная и т.д.;
  • по характеристикам отдельных видов одаренности за счет вычленения структуры той или иной одаренности (тем больше компонентов в такой структуре одаренности, тем более человек является одаренным);
  • обозначалась общая и специальная одаренность.

Ряд исследований связывают одаренность, гениальность и патологию.

Оригинальное исследование гениальности проведено В.П. Эфроимсоном.

Он использовал метод патографии (изучение болезней) великих людей своего времени.

На этой основе было выделено пять составляющих «синдрома гениальности»:

  1. Повышенный уровень мочевой кислоты (подагра и гиперурекимия) стимулирует мозг. Этим заболеванием страдали: Македонский, Петр1, Шарль де Голь и др.;
  2. Синдром Марфана — особая форма диспропроционального гигантизма и результат системного дефекта соединительной ткани. Например, высокорослость при коротком туловище, длинные паукообразные пальцы и др. При этом наблюдается высокий выброс адреналина и соответственно высокий физический и психический тонус. Синдром наблюдался у Авраама Линкольна, Андерсона, Чуковского и др.);
  3. Тестикулярная феминизация (или синдром Мориса) — наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулирующему действию мужского гормона семинников. На этой основе развивается псевдогермофрадизм. Например, стройная женщина без матки, но с малым влагалищем, при сохранении стремления к мужчинам, но при наличии бесплодие. Встречаемость в популяции равна 1: 6500 среди женщин. Такие люди жизнелюбивы, активны, энергичны (Жанна ДАрк, Елизавета Тюдор, Жорж Санд, Елена Блавателая и др.);
  4. Гипоманиакально-депрессивный психоз как стимулятор умственной деятельности. Имеет следующие проявления: отказ от пищи, молчаливость и замкнутость длительный период, уничтожение готовых произведений и т.п. К таковым относят: Байрон, Роберт Бернс, А.С. Пушкин и др.);
  5. Гигантолобие и высоколобие (по древнему канону: голова — 1/7 тела, лоб — 1/3 лица). Есть отдельные наблюдения, когда вычисляли корреляцию между высотой лба и уровнем мышления.

В целом, первая, вторая, третья и четвертая составляющие дают от 25% до 70% гениальных людей.

По пятой составляющей гениальность составляет 100%.

Грань между творчеством, патологией, гением и сумасшедшим до конца не исследована.

Надежных и научных источников такого изучения недостаточно.

Отличие творчества от шизофрении и меланхолии.

На таких позициях стоял Ч.Ломброзо.

Последние исследования подтверждают связь творчества с депрессией и манией

Обследование творческих личностей показало увеличение психических заболеваний в этой группе людей (Калифорния, 1978).

Эту же идею поддерживают клиницисты.

Правда существует и противоположная точка зрения о творчестве как результате здоровых психических процессов.

Иногда выделяют иерархию уровней достигнутых результатов.

На этой основе предлагается вести поиск психологических особенностей творческих людей.

Иерархия представляется как «пирамида успеха», на вершине которой находится жизненный успех.

Фундамент пирамиды составляют субъективные предпосылки, творческие достижения, гениальность.

Действие пирамиды успеха сопровождают ощущением благополучия и личностным ростом.

Все составляющие данной пирамиды успеха могут быть выражены у конкретной личности по разному, а отдельные компоненты даже отсутствовать.

Наиболее разработанный сегодня анализ представлен взаимосвязью триады: одаренности, таланта и гениальности.

 

Продолжение темы в следующей статье ( click )

Администратор

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий